Сейчас закончила читать сборник избранных произведений Токутоми Рока.


Как говорит наша японочка «это был интересный опыт». Я отнюдь не могу сказать, что я в восторге, мне даже трудно говорить, что мне понравилось, потому что не мой это жанр, да и нет того, что бы цепляло, как, например, в каждом рассказе Кавабаты (вот уж кого я почитаю за мастера рассказов).

Токутоми Рока – признанный певец природы в японской литературе. Узнав об этом, с радостью и предвкушением берешься за книгу, а почитав, понимаешь, что это не то, чего ты ждал и хотел. Уж слишком далека та природа и слишком тяжела для восприятия манера, в которой Рока ее описывает. Мы едва можем представить себе расположение японских гор и долин относительно друг друга, а все в основном строится в его описаниях на некой перспективе – что и откуда видно, а что может картину загораживать. Или его палитра… в которой явственно преобладает фиолетовый цвет. Нет-нет, цвет мурасаки – это как бы излюбленный японцами цвет, символ императорского дома, все нормально, но не в таких же количествах? Учитывая, что в реальности даже при восходах-закатах фиолетового, как такового, на мой взгляд, почти не присутствует.

Одна удивительная особенность, которую мне удалось отметить при чтении природных описаний Рока: произведение становится в сотню раз легче воспринимать, если там появляется хоть малейший намек на людскую деятельность. То есть если это обычное описание гор и лесов, то это довольно скучно, а если там упоминаются люди, которые в этих горах живут, или которые, допустим, сходят с утра к роднику, чтобы умыться, ты быстро воспринимаешь эту информацию, вкупе с описанием природы. Мне кажется, это вполне обосновано, люди читают про людей.

Если бы я стала что-то советовать, то скорее всего: повесть «Пепел», рассказ «Божок Дзидзо» и цикл «Альбом зарисовок с натуры».

А еще порадовала пословица: «В пути дорог спутник, в жизни – добрая душа».