Трудно описать эту книгу – в ней слишком много идей и слишком много зацепок. При всем обилии информации, эта книга – как песня – она льется неторопливо, спокойно, грациозно, не напрягает.



Пожалуй, я была поражена техникой автора – Кадзуо Исигуро сумел создать просто потрясающий стиль описания. Дело в том, что повествование строится на большом количестве временных планов. Есть главный план – настоящее, и много-много отрывков из прошлого, о которых главный герой вспоминает, прерывая повествование о событии в настоявшем. Бывает и этакое предпрошлое, когда в рассказе о воспоминаниях он описывает свои воспоминания того периода о еще более давних временах. Такая многоплановость, если о ней задуматься, кажется ужасно запутанной, но Исигуро так изящно удается все излагать, что ты ни на минуту не путаешься в происходящем. Да и – видели ли вы когда-нибудь, чтобы «флэшбэки» излагались так, что вы даже забывали, что это на самом деле «флэшбэки»? Я, честно – нет. И здесь была поражена до глубины души – откуда такая легкость повествования, настолько поражающая читателя непринужденность?!

Время книги – 1948-1949 года – Япония как раз оправляется от последствий войны.

Большое внимание уделяется пересмотру в обществе понятия «патриотичности». То, что было патриотичным в войну, сейчас порицается… люди, нажившиеся на военных махинациях – своего рода изгои. Это что касается политического фона.

Сама же книга – о художнике, Оно Мацуи, о его становлении, о росте его творчества и его идей и о том, играют ли люди творчества роль в политической обстановке страны. Как художник «зыбкого мира» веселых кварталов, перестает совершенствоваться в рисовке света фонаря и приглушенных теней публичных домов и начинает свой путь творчества от того, что он видит вокруг себя, до идей, которые он бы хотел привнести в мир.

Что более всего занимательно, художник, рассказывающий нам свою повесть пребывает уже в пожилом возрасте и именно сейчас, бросая взгляд на прожитую жизнь, смотря на то, что происходит вокруг, понимает: возможно, и жаль ту жизнь, которая была раньше, но молодое поколение старается привнести перемены, думает, что жизнь будет с их помощью лучше – и в этом им стоит пожелать лишь успехов. Это та точка зрения, которой, к сожалению, люди старшего поколения сейчас довольно сильно лишены, и которую им бы стоило приобрести. Мы не рушим, мы строим, пусть даже разрушая прежние устои.

И да, вот еще, «все, что мы когда-то совершили, мы совершили во имя того, во что свято верили».